От Angry Birds до Pokemon GO: как изменились мобильные игры за шесть лет

Пусть и в узкиx кругax. Дa чтo тут гoвoрить, eсли Pokemon GO, цeнтрaльный мeдиaфeнoмeн пoслeднeгo мeсяцa (xoтя eгo пoпулярнoсть ужe спaдaeт) — зaпускaeтся исключитeльнo нa смaртфoнax, a нe нa Nintendo. Кaк сooбщaeт GamaSutra, в пeрвoй дeсяткe сaмыx прибыльныx игр в 2010 гoду были, нaпримeр, The Sims 3, «Мoнoпoлия» (цифрoвaя, кoнeчнo), Doodle Jump и Call of Duty. Пeрвaя Infinity Blade, чeртoвски крaсивaя нa бoльшoм экрaнe. В трeтьeй вeрсии oпeрaциoннoй систeмы oткрылaсь вoзмoжнoсть дeлaть пoкупки внутри прилoжeния, и рaзрaбoтчики тут жe нaчaли эксплуaтирoвaть нoвoввeдeниe. В игрoвoм плaнe iPhone дoлгoe врeмя нe считали конкурентом даже карманным приставкам Nintendo и Sony, но мы прекрасно знаем к чему всё пришло. Во многом глобальный переворот лёг на плечи первого iPad. Высоченные оценки собирали NOVA и Modern Combat — посредственные шутеры. Вода в Riptide GP, свет в Mass Effect: Infiltrator и вообще всё в Galaxy on Fire 2 предзнаменовали светлое будущее. Потом — улучшенные версии World of Goo, Real Racing, Angry Birds, Chinatown Wars и других хитов. В 2012 году iOS (а потом и Android) посетили: Last Express, Bastion, Alien Breed, упрощённая, но близкая к оригиналу вариация Rayman: Origins и усовершенствованный симулятор дайвера с небоскребов. А также возможность дать вторую жизнь небольшим, но классным проектам родом с PC. Ну, а дальше — только вверх. Мобильные платформы вышли на новый уровень, и рынок отреагировал соответственно. Например, те же «Злые птицы» зарабатывали по миллиону долларов в месяц только от рекламных отчислений. Из всех фигурантов только одна игра — Zombie Farm — была бесплатной, остальные стоили от доллара до пяти. Смартфоны тем временем не были в стороне — в 2010-м гремели те же «гушки», птицы и наверняка забытая вами Carcassone. Шесть лет назад ещё кому-то казалось, что FPS на четырёх дюймах — отличная идея. iPad быстро доказал — станет: в первые несколько месяцев жизни планшета его посетили HD-версии NOVA и NFS: Shift.   Но мы решили начать с 2010-го, потому что именно в этом году сдвинулись тектонические плиты: доля карманных консолей начала сокращаться, а игры на смартфонах, прыгнув в карету будущего, помчались навстречу приключениям. Десять дюймов, мощная батарея, мультитач и минимальный порог вхождения сделали дело — iPad втиснулся в, казалось бы, намертво поделённый рынок игровых платформ. Мобильные игры стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому мы решили восстановить в памяти последние шесть лет существования игр на iOS и Android — и выяснить, что изменилось со временем. Пользователи же голосовали совсем за другие вещи, непривычные сегодняшнему глазу. Это далеко не первый планшет в мире — вы наверняка видели картинку, где молодой Билл Гейтс держит Microsoft Tablet, а Newton от той же Apple в своё время был культовым девайсом? Игры на смартфонах не помышляли о мировом господстве — по данным портала Statista, шесть лет назад разработчики заколачивали чуть более шести миллиардов. По сути случилось то же, что с PC и консолями — переход в HD заметно скрасил общую картину, и юзерский взор больше не боялся пикселей.
Вот десятка самых прибыльных мобильных игр за последние 12 месяцев. Как видим, доля хэндхелдеров ужалась до катастрофических трёх процентов, а ведь шесть лет назад было больше десяти. Сравните с топом 2010-го года — и возрыдайте: Цифры слегка пугающие, но китайский бум пройдёт не скоро, так что лучше привыкать. Причём в течение 2014 года доля доходов от «собери-в-ряд» выросла с 17% до 22%, а доля казино (или «слот-игр») — с 7,6% до 13%. Всё это не могло не сказаться на чартах. Однако не стоит думать, будто нормальных (с хардкорной точки зрения) игр не выходило — всё немного иначе. Окончательно сформировался квартет жанров, приносящих максимальную прибыль: Match-3, казино, ситибилдеры и фермы. Совокупный доход (смартфоны + планшеты) превысил 30% — второй по объёму сегмент после PC, с его MMO и браузерными тайтлами. Во-первых, в 2013-м на локомотив планшетов прыгнул лучший порт в истории — XCOM: Enemy Unknown. Всё это привело к тому, что в десятке самых прибыльных приложений на iOS оказались почти исключительно free-to-play проекты. В 2015-м они потратили на мобильные развлечения 6,5 миллиарда долларов — на 45% больше, чем годом ранее, и даже больше, чем жители Японии и США. Правда, уже виртуального. Были, впрочем, и пролёты — например, в 2013-м Rovio впервые не завоевала мир новым релизом. Во-вторых, на смартфонах появилась целая плеяда оригинальных и крутых проектов, от Ridiculous Fishing до DEVICE 6 и Year Walk. Первая вернула в большой спорт карточки, да так, что за модой погнались компании-мастодонты, от Wargaming до Bethesda и CD Project. Игры, мягко говоря, разные, но обе оставили в истории извилистый след. Просто взгляните на эту таблицу, составленную в 2016-м (на последующие года внимания можно не обращать, это прогноз). Вторая доказала, что именные игры про селебрити могут быть источником не только стыда, но и миллионов долларов. Разбавить фермы, казино и match-3 смог лишь карманный Minecraft — спасибо оглушительному хайпу.
В AR-игры, возможно, вдохнут новую жизнь и, возможно, ничего не получится. Индустрия успела удариться в самокопирование, но неожиданный выстрел со стороны карманных монстров вдохнул в неё новую жизнь. Миллионы игроков вышли на улицы, на секунду отвлеклись от бесчисленных Strike-ов, Clane-ов и других копий копий. Возможно, что перед нами второй ренессанс, и разработчики взглянут на мир по-новому, пытаясь выстрелить столь же громко. За эти шесть лет рынок игр заметно скакнул вширь и вглубь. Не беда: во-первых, покемоны вышли сравнительно недавно, во-вторых, они на 15-й строчке — учитывая месячное лидерство игры, будьте уверены, кого-нибудь из первой пятёрки к концу года покемоны вытеснят. Графика ощутимо похорошела, игры стали больше и интереснее, сменились жанры и, конечно же, выросли бюджеты. Но Pokemon GO останется напоминанием, что и в 2016 году можно навязать борьбу осточертевшим match-3, «фермам», ситибилдерам и симуляторам казино. Внимательные читатели, наверное, заметили, что в списке нет Pokemon GO — феномена последнего времени. В идею дополненной реальности не верил уже никто, а она взяла, да и скинула непотопляемые иероглифы с верхних строк чартов. Одно лишь истинно — рынок уже не будет прежним, поэтому именно сегодня важно обернуться и понять, откуда мы вышли и куда пришли. Игру можно не любить и ненавидеть, но тот колоссальный импульс внимания к мобильной индустрии, что принесла Pokemon GO — только на пользу.
3DS хотя бы спасали два экрана и мощная поддержка от Nintendo. Приложения заняли первую тройку самых прибыльных игр года, уйдя от преследователей с большим отрывом. Взрывной успех модели free-to-play спровоцировал рост производства бесплатных игр. Как сообщал портал Venture Beat: Clash of Clans за весь 2013-й принесла своим создателям 892 миллиона долларов — в восемь раз больше, чем в 2012-м. Появившийся ещё в 2012-м убийственный триплет — Clash of Clans, Candy Crush Saga и Hay Day — в 2013 году окончательно расправил плечи и улетел в денежный космос. Как рассказывало всё то же агентство Newzoo, в 2012-ом доля карманных консолей сократилась до 9,8%, а совокупное присутствие смартфонов с планшетами выросло до 14%. Параллельно с «фримиумом» расширялся и азиатский рынок. Вот феноменальные цифры его роста в 2013-м, предоставленные тем же агентством: Констатировать смерть PS Vita можно было уже тогда, и никакие попытки Sony не могли спасти положение. К 2013 году мобильный гейминг подошёл во всеоружии. Поколение смарфонов сменялось чуть ли не каждые полгода, и PS Vita просто не могла за ними угнаться.
2013-2014: гегемония SuperCell; мобильный XCOM; буря роялей

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.